Война между владельцами сайтов и блокировщиками рекламы

Блокировка рекламы с дальним прицелом.

На первый взгляд, создатели программного обеспечения, блокирующего рекламу на сайтах, это благодетели, искренне заинтересованные в удобстве пользователей сети Интернет. Они избавляют от назойливой, неинтересной и даже пугающей «лишней» информации тех, кто приходит на сайт совсем не за просмотром рекламных роликов и блоков. Но так ли это на самом деле, и неужели возможно разрабатывать подобное ПО на чистом энтузиазме?

Какую выгоду получают создатели адблокеров?

Адблокерами называют разработчиков, занятых созданием и совершенствованием программ для блокировки рекламы – слово происходит от названия наиболее популярного сервиса, Adblock. Есть ориентировочные цифры, которые говорят о многом: эффективность рекламы с каждым годом падает. Грубо говоря, при увеличении аудитории сайта с рекламой вдвое эффект ровно в два раза ниже, и вебмастера недополучают прибыль. Кто в этом виноват? В первую очередь – блокировщики, установленные на компьютеры и мобильные устройства посетителей. На деле это может обернуться катастрофой: если реклама потеряет прибыльность, рекламодатели перестанут сотрудничать с владельцами медиа, будь это небольшой любительский сайт по интересующей бизнес тематике или крупный новостной портал.

По данным RethinkResearch, таким образом в 2016 году рекламодатели о всем мире не получили не менее 40 миллиардов долларов. Цифра колоссальная, но в текущем году она может вырасти, и, по некоторым прогнозам, - в полтора-два раза.

Почему посетители «режут» рекламу?

Нужно признать, активный маркетинг может быть излишне агрессивным. Помимо этого, рекламные блоки часто мешают нормальной навигации по сайту. Скорость работы сайтов тоже может замедляться, особенно если при входе на сайт пользователя встречает видеоролик. Но всю ли рекламу блокируют адблокеры? Разумеется, нет.

Как работает эта схема?

Разработчики и владельцы подобных программных решений уже давно выстроили жесткий бизнес, принципы которого некоторые сравнивают с рэкетом. Декларируя благие, в общем-то цели – спасти посетителей сайтов от неуместной и мешающей рекламы – они при запуске программы-блокировщика следуют им. А вот затем начинается самое интересное – они ждут, пока рекламодатели не обратятся с просьбой сделать исключение для их кампании. И, при условии, что договориться на определенную сумму удалось, заплативший рекламодатель получает индульгенцию. Его ролики не «режутся», и посетитель видит их, будто и не устанавливал никаких программ-резчиков.

Всего, по оценкам экспертов, в мире порядка 650 миллионов пользователей, скачавших себе адблокеры и активно пользующихся ими. Интересно, что две трети скачиваний приходится на мобильные устройства (смартфоны и планшеты), и только треть – на долю ПК.

В идеале можно предложить компромисс: разработать четкие критерии оценки уместности рекламы, и бороться только с неуместной. Но пока война продолжается, и в глобальном масштабе конца ей даже не предвидится.